ПРОФСТАНДАРТ «ПЕДАГОГ»

18 декабря на базе МОУ гимназии №9 Кировского района г.Волгограда прошло профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта «Педагог» в рамках деятельности Образовательного кластера Волгоградской области. В обсуждении участвовали педагоги и администраторы образовательных учреждений Кировского, Красноармейского, Ворошиловского и Советского районов Волгограда.

IMG_0322 IMG_0329 IMG_0331 IMG_0332 IMG_0336 IMG_0342 IMG_0343 IMG_0345 IMG_0347 IMG_0351 IMG_0355 IMG_0372

Среди приглашенных гостей были: Кузибецкий  А.Н., профессор кафедры управления образовательными системами ВГАПО, к.п.н., заслуженный учитель РФ;  Орехова Г.А., начальник отдела общего образования и обеспечения безопасности образовательного процесса ДОАВ; Еременко М.И., начальник Центрального ТУ ДОАВ; Мукашева И.В., начальник Кировского ТУ ДОАВ; Дорош Н.С., председатель Кировского отделения Волгоградской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Обсуждение профстандарта педагог прошло в интерактивном режиме, модераторами выступили Грекова А.А., заместитель директора по УВР МОУ гимназия №9, и Дигурова Л.А., методист. Педагоги и администраторы образования Южного научно-методического округа Волгоградского образовательного кластера  получили возможность отрефлексировать содержание разделов «Трудовая функция «Обучение», «Воспитательная деятельность», «Развивающая деятельность», приняв участие в интерактивном голосовании. По итогам голосования были выявлены те трудовые действия в составе указанных трудовых функций, которые, по мнению аудитории, представляют наибольшую трудность в их эффективном и высококачественном исполнении. Данными действиями стали: формирование у обучающихся различных ИКТ-компетенций, формирование универсальных учебных действий, использование конструктивных воспитательных усилий родителей обучающихся, оказание профессиональной помощи семье в воспитании, модерация деятельности ученических органов самоуправления, диагностика и оценка показателей уровня и динамики развития ребенка, формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся, в том числе в виртуальности и социальных сетях.

Обсудив данные трудовые действия в малых группах, участники семинара попытались определить знания и умения, необходимые для их наиболее эффективного осуществления. В частности, для трудового действия, связанного с диагностикой и оценкой показателей уровня и динамики развития ребенка, участниками обсуждения были выделены в качестве ключевых следующие умения:  владение стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся,  оценка образовательных результатов, в том числе формируемых в преподаваемом предмете предметных и метапредметных компетенций, а также осуществление мониторинга личностных характеристик, с целью составления (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогической характеристики (портрета) личности обучающегося. Данные умения подкрепляются сопутствующими умениями в понимании документации специалистов, работающих по диагностике уровня развития ребенка, в том числе психологов, логопедов, дефектологов, а также владение профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку. В качестве базовых знаний участники обсуждения выделили знание законов развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, знание теории и технологии учета возрастных особенностей обучающихся, основ психодиагностики и знание основных признаков отклонения в развитии детей. Таким образом, участники обсуждения сформировали для себя представление о «картах трудовых действий».

На следующем этапе обсуждения были выявлены пути и способы приобретения или расширения необходимых знаний и совершенствования умений. Рассматривались варианты как формального образования через курсы повышения квалификации в очном и дистанционном режимах, так и информального через участие в различных семинарах, вебинарах, конференциях. В качестве внутриорганизационной модели повышения квалификации участники обсуждения подчеркнули необходимость развития в образовательных организациях системы взаимопосещения занятий, совершенствование работы научно-методических служб, так как обсуждаемый Профстандарт ожидает от педагогов постоянного роста профессионального мастерства, достичь которого без налаживания эффективного взаимодействия с другими членами педагогического сообщества представляется невозможным.

В третьей части обсуждения рассматривался вопрос соотнесения образа учителя, как его представляют себе современные выпускники, и тех профессиональных качеств, умений, знаний, которые определены в Профстандарте. Для определения обобщенного образа учителя в образовательных учреждениях Кировского, Красноармейского, Советского районов был произведен социологический опрос учащихся выпускных классов, по обобщенным данным которого одним из самых ценных качеств учителей будущие выпускники отметили глубокое знание своего предмета, в том числе выходящее за рамки содержания учебников. В Профстандарте по данному поводу указано, что учитель должен владеть содержанием образования в пределах, определяемых Федеральным Государственным образовательным стандартом. С одной стороны, как отметили участники обсуждения, данное определение справедливо, с другой стороны, в Профстандарте прописано умение педагога работать со всеми категориями обучающихся, в том числе одаренными и имеющими высокие образовательные запросы, а такие обучающиеся, безусловно, ожидают от учителя академического владения своим предметом за рамками ФГОС. Достаточно большое количество учащихся, используя различные формулировки (ранжируемые от «учитель не должен кричать и оскорблять учеников» до «учитель должен одинаково любить всех учеников») подчеркивали необходимость наличия у учителя такого качества, как профессиональная толерантность, что полностью согласуется с требованиями Профстандарта, где сказано что учителя должны «общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их». В качестве недостатка своих учителей учащиеся отметили, что зачастую те не знают того, что происходит в их жизни вне школы, что они не учитывают их личностные и семейные обстоятельства, ставя освоение программы по своему предмету превыше всего. Однако, по данной проблеме Профстандарт четко определяет, что учителя должны владеть профессиональной установкой на оказание адресной помощи любому ребенку, знать и учитывать в работе основные закономерности семейных отношений, основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, особенности социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни. С другой стороны, многие учащиеся отметили, что самым ценным, из того, что им дала школа, является умение самостоятельно добывать знания, что не только превосходно согласуется с идеями, заложенными в Профстандарте, но и показывает, что педагоги, обучавшие данных учеников, уже в какой-то мере ему соответствуют.

Анализ мониторинга образовательного запроса семей, проведенного все в тех же образовательных учреждениях, показал, что для родителей приоритетными являются такие аспекты, как: способность учителя найти индивидуальный подход к любому ученику, не только выявить его склонности, интересы, но и учитывать их в ежедневной работе; умение грамотно и доступно объяснить, в чем у ребенка состоят проблемы как образовательного, так и личностного характера, и помочь в их преодолении. Данные аспекты нашли сове отражение в Пофстандарте, где предполагается, что педагоги владеют методами эффективной работы с родительской общественностью, умеют использовать конструктивные воспитательные усилия родителей.  К слову, данный аспект в ходе обсуждения был признан одним из проблемных, и педагоги обратили внимание на необходимость самообразования в данном аспекте.

Кроме того, некоторые родители отметили, что учителя не всегда знают свои права и умеют себя защитить, а в Профстандарте знание соответствующей нормативно-правовой базы прописано в качестве составляющей всех трех основных видов деятельности: образовательной, воспитательной и развивающей.

Собравшиеся для обсуждения не пытались проанализировать текст профстандарта «Педагог» с точки зрения точности его формулировок, оценить заложенные в нем целеполагание и функциональное предназначение, лаконичность, технологичность или же отсутствие таковых, а, в первую очередь, посмотреть на свою педагогическую деятельность сквозь призму категорий Порфстандарта, во вторую очередь, рассмотреть соотносимость данных категорий с современной образовательной ситуацией в рамках своего образовательного кластера. Участники обсуждения отметили, что, хотя многие аспекты содержания разделов «Образование», «Воспитание», «Развитие» прописаны недостаточно полно и эксплицитно, в целом профстандарт «Педагог» соответствует вызовам времени и имеет в своей основе рациональное зерно. В заключение модераторы обсуждения представили профстандарт «Педагог» как некий портфель, который учитель несет по своей профессиональной жизни, что-то в него добавляя, что-то из него убирая, изменяя его каким-либо образом, подстраивая как под тенденции моды (т.е. образовательную ситуацию), так и под свой собственный неповторимый образ.